Развитие против регресса

Для того, чтобы справляться со стрессом и использовать его как возможность для роста и развития, родителям необходимо помогать детям и использовать несколько принципов при воспитании:

  • Поддерживать ребенка в развитии, а не поощрять регресс.
  • Установить доверительные отношения, вместо постоянного контроля.
  • Оказывать ребенку поддержку в проявлении активности и инициативы, вместо деструктивной критики.
  • Осуществлять руководство и наставничество, вместо гиперопеки.

            Развитие против регресса.

Стресс может приводить как к развитию ребенка, так и к регрессу. Если у ребенка достаточно сил, для того чтобы  справиться с новой, сложной ситуации, то он может найти новые способы организовать свое поведение (т.е. поступить как то по другому, по новому), переживания, мысли. Если же сил недостаточно, то ребенок, скорее всего, будет использовать старые знакомы ему способы, которые в этой ситуации уже не работают. Если же сил справиться с ситуацией совсем нет, то ни один способ не сработает и последствия ситуации могут быть для ребенка разрушительными.

И если вы знакомы с закономерностями детского развития, то можете оказать своему ребенку помощь и конструктивно сопровождать в этом процессе.

Ребенок развивается благодаря включению его в разные социальные группы: семья, детский сад, школьный класс, дружеские компании, проф. группы и др.). Включенность дает ребенку опору, помогает определить потребности, социальные роли, ценности, жизненные планы, способствует формированию личностной идентичности. Идентичность является решающей для принятия решений, совершения выбора, так же и в стрессовой ситуации, которая несет в себе элемент неопределенности.

На протяжении своей жизни человек проходит несколько стадий развития. В первые два десятилетия жизни человека определяются, в основном, воспитанием.

Рассмотрим эти стадии.

От 0 до 1 (младенческий возраст). Развитию способствует формирование доверия, а регрессу – недоверие к миру.

Ребенок родился…Что дальше? Что дает ему опору? Есть ли у него защита, принимают ли его? Есть ли у него родные, близкие? Если у ребенка этого нет, то возникает беспокойство, неуверенность, страх. Если есть поддержка, то возникает доверие к себе и миру, в который ребенок пришел. Ощущение доверия – это чувство, согласно которому, чтобы не произошло, моя жизнь в любом случае находится в хороших руках.

Доверие формируется, если взрослые:

  • Понимают и отзываются на потребности ребенка.
  • Часто берут на руки, носят на руках.
  • Эмпатически догадываются о состоянии и чувствах ребенка.
  • Устанавливают зрительный контакт с ним. Разговаривают с ребенком. Озвучивают жесты.
  • Выразительно с помощью мимики и жестов показывают ребенку, как его любят.

1 – 3 года, ранний возраст. Развитию соответствует формирование самостоятельности, регрессу – чувство стыда и сомнения в своих силах.

            В этот период резко возрастают возможности ребенка, появляется возможность большей самостоятельности. Этот период большое испытание для родителей. Ребенок может иногда совершать опасные для себя действия, разрушительные, которые могут раздражать окружающих. Очень часто в этот период родители начинают стыдить детей: «как тебе не стыдно бить маму», «как тебе не стыдно отбирать игрушки», «как тебе не стыдно писать в штанишки» и т.д.

            Если взрослый часто ругает ребенка, наказывает, предъявляют высокие требования, то вызывают чувство стыда – у ребенка возникает сомнение в своих силах, способностях, действиях, он становится неуверенным и зависимым от взрослых.

            Проявление активности дает предпосылки для формирования смелого и подвижного характера. Родителям приходится искать баланс между тем, чтобы давать ребенку свободу и тем, чтобы останавливать его.

            Чтобы сформировать самостоятельность и уверенность необходимо:

  • Позволяйте делать ребенку то, что он может делать самостоятельно, сначала с вашей помощью, а потом без нее.
  • Не стыдите его за неудачу, это отвращает ребенка от самостоятельных действий.
  • Поощряйте успехи, говоря о том, что хорошо у него получилось.
  • Предоставляйте ребенку выбор, что делать, чем заняться.
  • Дайте детям возможность исследовать разные предметы, материалы, не стыдите за испачканную одежду и руки.
  • Приучая к порядку и чистоте, не запрещайте проводить исследования. Испачкался – умылся. Что вам важно: чистый и пристыженный ребенок, привыкший к самоограничениям, или ребенок, способный к творчеству и порядку.

3-6 лет, дошкольный возраст. Развитию соответствует проявление инициативы, регрессу – пассивность и чувство вины.

            У ребенка уже достаточно развито воображение, чтобы проявлять инициативу. Ребенок в игре имитирует взрослых, быстро осваивает новые дела и обязанности. Любое препятствие инициативе может вызвать агрессию.

            Родители в этот период часто перед выбором: запретить ребенку что-то сделать или обсудить с ним его действия и их возможные последствия. Здесь взрослые учатся передавать ответственность за инициативу. Но это не избавляет родителей от родительской ответственности. В этой точке родитель тоже делает для себя выбор в пользу развития или регресса своих детей: станут ил они инициативными и ответственными или послушными и пассивными.

            Неодобрение, чрезмерное наказание за незначительные проступки и ошибки вызывают чувство вины, страх перед наказанием, мстительность.

            Действия родителей, которые помогут сформировать инициативу и ответственность:

  • Быть внимательным к тому, что ребенок хочет, к чему он проявляет инициативу.
  • Обсудите с ним его действия, покажите возможности и ограничения (Хочу сделать паровоз с дымом).
  • Не подменяйте своей инициативой его.
  • Хвалите и одобряйте ребенка, показывайте, что вы цените то хорошее, что он пытается сделать.

 

6-12 лет, младший школьный возраст. Если развитие, то приобретается чувство компетентности в процессе освоения новых способностей и навыков, регресс – чувство неполноценности.

Школа – новая социальная форма, в которую попадает ребенок. Новые отношения со взрослыми (учителями), сверстниками, новые требования, новые формы активности, организации жизни, перестройка отношений с родителями – все это необходимо осваивать, приобретая новые социальные компетенции.

            На этом этапе очень важна поддержка взрослых! Она должна проявляться в понятных ребенку, отчетливых и ясно сформулированных требованиях и всевозможной поддержки в освоении учебной деятельности (сам ребенок ещё не может учиться). Если ребенок не понимает произошедших изменений, не понимает новых требований, своей новой роли ученика, не получает поддержки и одобрения, то он переживает это как свою неумелость, неспособность, посредственность.

            Родители могут помочь пережить сложную ситуацию следующим образом:

  • Подготовьте ребенка заранее к его новому положению, проговорите, поиграйте, подготовьте его к новой роли.
  • Вводите правила новой организации жизни для ребенка (например, элементы урочной деятельности в игровой форме, ребенок – ученик; несколько минут в день каких-либо занятий). Следите за тем, чтобы он их выполнял.
  • Помогите понять ребенку, что от него требуется в школе.
  • Отмечайте вместе с ребенком любые, даже самые маленькие достижения (чему ты сегодня научился? Почему это важно?).
  • Хвалите и поощряйте ребенка в его достижениях.
  • Помните и передавайте ребенку идею, что нет ошибок, есть только опыт.

13-18 летстарший подростковый возраст и ранняя юность.

            Развитие формирование чувства идентичности, выбор жизненного пути, регресс – диффузная идентичность (противоречия в восприятии самого себя, искаженный образ себя).

            На этом этапе родители и дети переживают стресс от необходимости строить новые отношения. Родителям сложно ил они не могут смириться с тем, что ребенок начинает пробовать взрослые роли, взрослые отношения, часто прибегая к протестным, социально не приемлемым формам поведения и действий. В этот период, повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы, решает задачу сепарации от родителей, приобретает новые представления о себе, отвечает на вопросы: «кто я?», «чего хочу?», «что со мной будет?».

            Когда не удается ответить на эти вопросы, принять себя и свое место в мире возникает состояние диффузной идентичности. Она связана с инфантильным желанием, как можно дольше оставаться ребенком, с чувством тревоги, изоляции, опустошенности.

            Самая главная задача для родителей в этом возрасте – помочь себе и ребенку пройти процесс сепарации.

  • Обратитесь прежде всего к своим установкам по поводу взросления, когда это должно происходить, что для этого нужно.
  • Постепенно отпускайте контроль над ребенком (проходя предыдущие стадии вы уже продвинулись).
  • Договаривайтесь с ребенком о его возможностях и своих пожеланиях, ищите компромиссы.
  • Помогите ребенку, покажите, что у вас тоже есть свои интересы, что вы можете проводить время, не только выполняя родительскую роль.

            Помните, что развитие – неровный процесс. Часто во время стресса или очень неприятной ситуации человек возвращается к упрощенному типу поведения. Переход на более простой уровень поведения может быть важной и необходимой частью для продвижения вперед, развития. Если это эпизоды, то мы можем рассматривать его (простой уровень поведения) как необходимый для подготовки к развитию. Если же он затягивается, это значит, что ребенку необходима помощь.

9 июня 2020 г.